Cобытия Научной деятельности

Духовно-творческий диалог Н.Ф. Федорова и В.С. Соловьева сквозь призму темы семейно-родовой памяти на круглом столе «Живое наследие памяти», посвященном династии Соловьевых

7 апреля 2023 года Анастасия Гачева, главный библиотекарь, научный сотрудник Библиотеки № 180 им. Н.Ф. Федорова ГБУК г. Москвы «ОКЦ ЮЗАО» выступила с докладом "Память имеет силу воскресительную...".

Помимо кровного, природного родства В.С. Соловьев придавал особое значение мировоззренческому родству. Наставником «русского Платона» (так называли философа его современники) был «Московский Сократ» Н.Ф. Федоров. Познакомившись в 1882 г. с идеями Федорова, Соловьев прямо признал его «своим учителем и отцом духовным». Идейный диалог двух мыслителей длился до самой смерти Соловьева, и многое в его эстетических, этических, богословских идеях вдохновлено взглядами Федорова.

Одной из центральных тем этого разворачивавшегося во времени диалога была тема сыновне-отеческих связей. Для Н.Ф. Федорова на любви сынов к отцам и воскресительном долге перед ними строится подлинное, совершенное общество. В книге «Оправдание добра» (1894-1897) Соловьев кладет в основание этики не только чувства жалости и стыда, но и чувство благоговения, составляющее средоточие религиозного мироотношения и отношения сына к отцу. Более того, Соловьев прямо высказывает мысль Федорова о необходимости соучастия человеческого рода в воскресительном деле Христа: «...полнота жизни предков, даже вечно поминаемых Богом, даже со святыми покоющихся, обусловлена действием потомков, создающих те земные условия, при которых может наступить конец мирового процесса, а следовательно, и телесное воскресение отшедших, причем каждый отшедший естественно связывается с будущим окончательным человечеством посредством преемственной линии кровного родства. Действуя на свою телесность и на внешнюю вещественную природу в смысле ее действительного одухотворения, каждый исполняет обязанность по отношению к своим предкам, платит им свой нравственный долг: получив от них физическое существование и все наследие предыдущей истории, новое поколение ведет дальше работу, в конце которой создаются условия жизненной полноты и для отшедших». Здесь же Соловьев формулирует «высший принцип для педагогии: нерасторжимая смертью связь поколений, поддерживающих друг друга в прогрессивном исполнении одного общего дела – приготовления к явному царству Божию и к воскресению всех».

Круглый стол организован Российским научно-исследовательским институтом наследия им. Д.С. Лихачева.

Ссылка на новость: https://heritage-institute.ru/?tribe_events=nasledie-solovevyh-obsudili-v-institute-naslediya-v-ramkah-proekta-zhivoe-nasledie-pamyati