Cобытия Научной деятельности

Международный симпозиум «Человек между двумя безднами…». К 400-летию со дня рождения Блеза Паскаля

19 июня 2023 года главный библиотекарь Библиотеки № 180 имени Н.Ф. Федорова Анастасия Гачева выступила с докладом «Амулет Паскаля» в трактовке представителей русского космизма: от Н.Ф. Федорова до В.Н. Муравьева».

Хотя напрямую имя Паскаля в сочинениях Федорова не упомянуто, следы знакомства с идеями французского мыслителя и реакция на них, своего рода имплицитный диалог с паскалевским представлением о человеке, Вселенной, вере, безусловно, присутствует в его текстах. «Вся философия несостоятельна, когда она есть мысль без дела» – утверждает мыслитель. И это прямо соотносится с паскалевской критикой отвлеченной метафизики, с его афоризмом: «философия не стоит и часа труда».

В Библиотеке Румянцевского музея, где с 1874 по 1898 г. служил Федоров, знавший, по воспоминаниям его современников, состав библиотеки не только по названиям входивших в нее книг, но и по содержанию, были как французские издания Паскаля, так и переводы сочинений мыслителя: и перевод «Мыслей» Паскаля Ивана Бутовского, изданный в Санкт-Петербурге в 1843 году, и первое полное издание «Мыслей» Паскаля в переводе П.Д. Первова, и изданная в 1892 г. переводчиком Сергеем Михайловичем Долговым книга «Мысли о религии» Б. Паскаля: Паскаль Б. «Мысли о религии» перевод С. Долгова, М., 1892. Была, наконец, и вышедшая в 1889 г. в издательстве «Посредник» и рассчитанная на широкого, народного читателя книга А.И. Орлова «Французский мудрец Влас Паскаль. Его жизнь и труды», где подборка фрагментов Паскаля была сделана Львом Толстым, собеседником Федорова все 1880-е годы.

Паскаль, как мыслитель, как известно, привлекал особое внимание Льва Толстого. «Читали ли вы жизнь Паскаля — Blaise Pascal его Pensées? Какая чудесная книга и его жизнь. Я не знаю лучше жития», – так писал он в марте 1876 г. С.А. Толстой. Само сравнение жизни Паскаля с житием однородно восприятию Толстым Федорова, которое будет выражено в знаменитой записи в дневнике философа 1881 г.: «А Николай Федорович – святой. Каморка. Исполнять – это само собой разумеется». Толстой фактически намечает основу сопоставления Федорова и Паскаля как мыслителей, для которых мысль и жизнь составляли одно, причем не мысль и жизнь сами по себе, а мысль и жизнь в Боге.

В своих сочинениях Федоров ведет диалог с паскалевским представлением о человеке. Для Паскаля бесконечность миров вызывает в человеке сознание величие Божества, но и демонстрирует пределы человека, стоящего между двумя бесконечностями, но неспособного охватить их силою знания. Для Федорова само положение человека в природе нудит к полноте действия, бесконечность звездных миров побуждает войти во Вселенную, стать ее благим деятелем. Философ развивает идею соработничества человека Богу, «восстановления мира в то благолепие нетления, каким он был до падения».

Характерна реакция Федорова на знаменитый «Мемориал», или «Амулет Паскаля», небольшой текст, найденный после смерти французского мыслителя в подкладке его камзола. Текст был написан на пергаменте и передавал состояние мистического озарения, которое Б. Паскаль пережил в ночь с 23 на 24 ноября 1654 г. Исповедание веры Паскаля «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. А не философов и ученых» станет основанием федоровской критики отвлеченной философии и «ученого богословия» протестантизма XIX в. Не раз Федоров задается вопросом, почему Христос «ожил в душах галилейских рыбаков» и «умер в душах тюбингенских профессоров». При этом библейская формула «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» соединяется в текстах Федорова с евангельскими словами: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32; Мк. 12:2; Лк. 20:38): «Называя Бога Богом отцов, Богом живых, а не мертвых, — пишет Федоров, — мы, по толкованию самого Христа, называем Бога воссоздателем или воскресителем»

Паскалевское исповедание веры будет звучать и у философов-космистов А.К. Горского и В.Н. Муравьева, продолжателей традиции Федорова. А.К. Горский в записных книжках 1900-х – 1910-х гг. не раз критикует деятелей Серебряного века за их рафинированную, вымороченную религиозность, за ту синкретическую смесь теософии, гностицизма и проч., которой они зачастую были готовы подменить христианство, казавшееся им слишком простым, слишком мужицким в сравнении со сложностью и интеллектуальной изощренностью гностических и теософских систем, а религией, в центре которой «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, а не бог философов и ученых», Христос-Богочеловек, Который не умствовал, но действовал, не воспарял мистически в таинственные сверх-миры, а, вопреки фарисейски-благочестивому «субботству», утишал бури, умножал хлебы, исцелял больных, воскрешал умерших и заповедал это ученикам (Мф. 10, 7–8). А В.Н. Муравьев вводит отсылку к Амулету Паскаля в текст философской мистерии «София и Китоврас», где один из участников диалога о христианстве призывает вернуться к полноте веры, сделать ее основанием исторического действия.

Институт философии РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, 19 июня 2023. На платформе ZOOM. Видеозапись доклада: https://www.youtube.com/live/Fr_QZRZytiE?feature=share&t=4757