Священник Джордж Паттисон, почетный научный сотрудник Университета Глазго, Шотландия
«Свобода, Мир, Христос»
Алина Павловна Патракова, кандидат философских наук, ученый секретарь СФИ, научный сотрудник ИФ РАН
«Тема лица в антропологии Н.А. Бердяева: гносеологический, этический и мистический аспекты»
Священник Георгий Кочетков, кандидат богословия, основатель Свято-Филаретовского института, главный редактор журнала «Вестник Свято-Филаретовского института»
Анастасия Георгиевна Гачева, доктор филологических наук, заведующая Отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН, ведущий научный сотрудник МВШСЭН, главный библиотекарь, научный сотрудник Библиотеки № 180 им. Н.Ф. Федорова ОКЦ ЮЗАО г. Москвы
Сто лет назад Николай Бердяев заметил, что человек становится особенно отзывчив к трем «новым и вечным» духовным началам – свободе, состраданию и творчеству. Современный сложный и противоречивый комплекс идей, объединенных понятием «новой этики», тоже пронизан своеобразным пафосом свободы, сострадания и творчества. В чём родство и в чём принципиальное различие между этими внешне схожими триадами? Какой образ человека (человеческого лица) и какое понимание личности стоят за ними?
Лицо и личность в антропологии Бердяева: как мы понимаем соотношение этих понятий? Как и почему человек теряет и обретает свое подлинное лицо и уникальную личность?
Сегодня слово «соборность» в первую очередь рождает сугубо церковные, а то и клерикальные ассоциации. Бердяев же настаивает на связи личностности и соборности, подчеркивает, что соборна прежде всего личность, называет соборность «качеством личной совести, стоящей пред Богом». Какие критерии подлинности соборности и личности предлагает Бердяев? Достаточны ли они и оправдывают ли себя в опыте современного христианства?
Эксперты:
Константин Михайлович Антонов, доктор философских наук, профессор и заведующий кафедрой философии и религиоведения Богословского факультета ПСТГУ
«Критика Церкви в публицистике Н.А. Бердяева: аргументы и риторические фигуры»
Священник Георгий Кочетков, кандидат богословия, основатель Свято-Филаретовского института, главный редактор журнала «Вестник СФИ»
«Бердяев о действии Духа за видимыми границами церкви»
Наталья Владимировна Ликвинцева, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья
Петрос Василиадис, почетный профессор богословского факультета Университета Аристотеля в Салониках, почетный президент CEMES и WOCATI, Греция
Единство Церкви, о котором говорит Символ веры, в истории понималось по-разному, разными были и попытки его осуществить. В константиновский период идея такого единства нашла наиболее явное воплощение в поместном принципе устройства церкви. Бердяев, засвидетельствовавший конец константиновского периода, много размышлял о проблеме церковного единства, о том, в чем оно состоит и как может себя проявлять. Какие основания единства Церкви можно выявить в его экзистенциальной философии? Какова роль личностной свободы в достижении соборности и единства Церкви?
Бердяев хотел видеть Церковь не сугубо конфессионально, не как некую корпорацию и «предметную реальность наряду с другими», а как попытку раскрытия высших качеств жизни, как глубину и полноту жизни «в состоянии облагодатствования». Вместе с тем он признавал, что Церковь «должна существовать не для избранного только меньшинства, а для всего человечества и всего мира» и исторически ей было необходимо организовывать жизнь больших масс людей, решая связанные с этим задачи. Можно ли найти в творчестве Бердяева пути разрешения этого противоречия между «аристократическим» и «демократическим» измерениями жизни Церкви?
Вслед за апостолом Павлом Бердяев много размышлял о действии Духа за видимыми границами церкви через такие дары, как гнозис, пророчество, гениальность, любовь. Как в этом контексте он ставил вопрос о границах Церкви и какие видел пути его решения? Насколько его находки применимы к жизни Русской церкви в XXI веке? Можно ли поставить границы церковному творчеству?
Модератор:
Анастасия Георгиевна Гачева, доктор филологических наук, заведующая Отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН, ведущий научный сотрудник МВШСЭН, главный библиотекарь, научный сотрудник Библиотеки № 180 им. Н.Ф. Федорова ОКЦ ЮЗАО г. Москвы
«Спасение и творчество как главная тема русского ренессанса»
Игорь Вадимович Кондаков, доктор философских наук, кандидат филологических наук, профессор РГГУ
«От русского ренессанса — к Новому средневековью»
Евгений Михайлович Титаренко, кандидат философских наук, доцент СПбГУ, ведущий научный сотрудник Центра исследований космизма МВШСЭН
«Образы русской культуры в философии истории Н.А. Бердяева и О. Шпенглера»
Ольга Александровна Седакова, кандидат филологических наук, почётный доктор богословия Европейского гуманитарного университета (Минск), старший научный сотрудник Отдела христианской культуры Института мировой культуры МГУ
Ольга Анатольевна Казнина, ведущий научный сотрудник отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН
Григорий Соломонович Зобин, член-корреспондент РАЕН, сотрудник Государственного литературного музея, член Союза писателей Москвы
Вопросы для обсуждения:
Можно ли рассматривать пушкинский золотой век как начало русского «ренессанса духовной культуры» начала ХХ века? В чем их единство?
Какие вопросы русской литературы подхватила религиозно-философская мысль первой половины XX века и какие ответы на них дала?
В чем смысл «ренессанса», о котором пишет Бердяев, для истории русской и мировой культуры? Для современности?
Эксперты:
Виктория Юльевна Файбышенко, кандидат философских наук, доцент СФИ
«Бердяев и конститутивная проблема историософского мышления»
Анна Фёдоровна Макарова, кандидат философских наук, научный сотрудник ИФ РАН
«Социализм по-бердяевски: проект или утопия?»
Анастасия Георгиевна Гачева, доктор филологических наук, заведующая Отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН, ведущий научный сотрудник МВШСЭН, главный библиотекарь, научный сотрудник Библиотеки № 180 им. Н.Ф. Федорова ОКЦ ЮЗАО г. Москвы
Александр Михайлович Никулин, кандидат экономических наук, проректор по науке МВШСЭН
Игорь Вадимович Кондаков, доктор философских наук, кандидат филологических наук, профессор РГГУ
Священник Джордж Паттисон, почетный научный сотрудник Университета Глазго, Шотландия
Константин Петрович Обозный, кандидат исторических наук, декан исторического факультета СФИ
Татьяна Николаевна Панченко, кандидат философских наук, доцент СФИ
Вопросы для обсуждения:
Какова, с точки зрения Бердяева, специфика русского исторического развития? Что такое русская тотальность и к чему она исторически приводит? В чём главная опасность русского нигилизма?
Откуда, по Бердяеву, проистекают основные противоречия новоевропейского гуманизма? Было ли неизбежным «новое Средневековье»?
Как можно определить общественно-исторический идеал Бердяева? Чем актуальна его критика крайне правых и крайне левых идеологий? Как, по мнению русского мыслителя, жить и мыслить в истории, понимая неизбежность её конца?