Cобытия Научной деятельности

Первая Всероссийская конференция «Сознание, тело, интеллект и язык в эпоху когнитивных технологий»

29 сентября 2023 года библиотекарь Библиотеки № 180 имени Н.Ф. Федорова Анастасия Гумарова выступила с докладом «Интеграция нейротехнологий с системами искусственного интеллекта: социально-гуманитарные проблемы применения в образовании» в Пятигорском государственном университете.

Перспективным направлением развития биотехнологий является разработка гибридных систем, интегрирующих естественные когнитивные системы и системы ИИ. Ожидается, что гибридные системы позволят оптимизировать процесс образования за счет построения учебных программ на основе измеряемых данных активности мозга и «улучшения» естественных познавательных способностей человека. Социально-гуманитарные проблемы применения гибридных систем имеют особую значимость: такие технологии дополняют ментальные функции человека, расширяя их на область виртуального мира. Для разработки принципов применения гибридных технологий в образовании необходимо учитывать специфику образования как особой антропологической сферы. Так, применение технологий не должно превращать процесс образования в теоретическое усвоение знаний или инструментальное освоение навыка; не должно препятствовать наставничеству, личной передаче опыта. Для анализа проблем и рисков, а также разработки принципов применения гибридных технологий актуальна смежная проблематика нейроэтики и этики искусственного интеллекта. Особо выделим угрозу автономии человека. Угроза автономии связана как с социальными рисками утечки чувствительных данных, так и с антропологическими рисками утраты свободы и целостности личности вследствие зависимости от технологий. Попытки применять гибридные системы в образовании соответствуют естественнонаучному подходу, согласно которому человек рассматривается как индивид и его можно обучить путем применения технологии. Однако гуманитарный подход предполагает, что каждый человек — это личность и его образование нельзя свести к применению технологий. Внедрение гибридных технологий в процесс образования должно сопровождаться комплексной социально-гуманитарной экспертизой.