Cобытия Научной деятельности

Международная научная конференция «Россия и Европа XVIII века в общем порядке мира»

26-27 мая 2023 года Анастасия Гачева, главный библиотекарь, научный сотрудник Библиотеки № 180 им. Н.Ф. Федорова ГБУК г. Москвы «ОКЦ ЮЗАО» выступила с докладом «Космизм, антропологизм, универсализм в русской философской поэзии XVIII века» в НИУ ВШЭ.

В докладе представлены этапы рождения темы «Человек и Вселенная» в русской философской поэзии XVIII в. В «Утреннем…» и «Вечернем размышлении о Божием величии» (1743) М.В. Ломоносов представляет безграничного образ Мироздания, побуждающего ум человека вопрошать об устроении мира, о причинах явлений и о Божественной первопричине, что положила начало вселенскому бытию. Образ Универсума, исполненного Божественной славы и красоты, вмещающего в себя творческую, разумную жизнь, появляется у В.К. Тредьяковского, М.М. Хераскова, Г.Р Державина. Космические мотивы неразрывно сплетаются в их поэтическом наследии с мотивами религиозными, питаются вдохновенным космизмом Ветхого завета, где универсализм тесно связан с антропологизмом, с «оправданием человека», поставленного Господом владыкой твари. В оде «Бог» (1784) гимн Божеству сменяется гимном человеку, являющемуся зиждительной «связью миров».

Поэты XVIII в. утверждали неколебимый смысл мира и человека, высшую целесообразность бытия, истории, творчества, затрагивающего не только область изящных искусств, но и науку. В программном «Письме о пользе стекла» (1752) М.В. Ломоносова человек предстает как деятель в мироздании, который проницает умом в глубины Божественного творения, познает причины явлений, создает новые реальности. Он не только подражает природе, но подчас и превосходит ее созданиями рук своих.

Наука, в представлении М.В. Ломоносова, не противоречит вере — напротив, является ее утверждением и оправданием. Мыслитель-энциклопедист не соглашается с трактовкой образа Прометея как богоборца, узурпировавшего то, что по праву предлежит лишь Божеству. Подлинными богоборцами, убеждает он своих современников, являются лицемеры с их напускным благочестием, фарисейским превозношением над опытным знанием.