«Николай Бердяев: опыт оправдания человека, истории, будущего» в рамках цикла «Бердяевские среды» в Библиотеке-музее А.Ф. Лосева
17 января 2024 года главный библиотекарь, научный сотрудник Библиотеки № 180 им. Н.Ф. Федорова ГБУК г. Москвы «ОКЦ ЮЗАО» Анастасия Гачева выступила с докладом в Библиотеке-музее А.Ф. Лосева с докладом «Николай Бердяев: опыт оправдания человека, истории, будущего». В своем докладе отталкивалась от суждения одного из ведущих историков отечественной философии В.В. Зеньковского, который подчеркивал, что «русская мысль больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории». Николай Бердяев, «философ свободного духа», дал в своем творчестве опыт оправдания человека как существа, призванного к сотворчеству с Богом, к тому, чтобы «прославлять Творца своей творческой динамикой в Космосе».
Критикуя человекобожеский выбор современного мира, его низкий ценностный и смысловой потолок, Бердяев, как показала докладчица, подчеркивал великое значение христианского гуманизма, соединяющего активность Божества с активностью человечества. Книги философа – «Смысл творчества: Опыт оправдания человека» (1916), «О назначении человека: Опыт парадоксальной этики» (1931) – утверждают образ «новой религиозной эпохи творчества», в которой человек продолжит дело Божьего творения.
Оправдание человека соединялось у Бердяева с оправданием истории. Торжество атеистического социализма, по мысли Бердяева, стало следствием пассивности церкви, которая ограничивается «спасением отдельных душ», «но не интересуется творчеством жизни, преображением жизни общественной и космической». В ранней работе «Новое религиозное сознание и общественность» (1907) и книге «Новое средневековье» (1924) он нарисовал будущую эру истории как эпоху христианского творчества, раскрытия полноты Церкви, которая «от по преимуществу храмового своего периода» перейдет к «космическому периоду, к преображению полноты жизни».
Также в докладе А.Г. Гачева рассмотрела отношение Бердяева к историософским полемикам его времени. Споря с концепцией историософского пессимизма, Бердяев, подчеркнула она, был и убежденным противником эсхатологического катастрофизма. «Конец истории и мира, – по мысли философа, – не только совершается над человеком, но и совершается человеком. Навстречу второму пришествию Христа идет человек в совершаемых им делах, акты его свободного творчества уготовляют Царствие Божие». Бердяев отстаивает позицию апокатастасиса, подчеркивая ответственность лучших перед худшими, праведников за грешников и утверждая, что «нравственное сознание человечества», которое началось вопросом Бога Каину-отцеубийце о судьбе его брата Авеля, должно окончиться «другим Божьим вопросом: “Авель, где брат твой Каин”?»
После доклада состоялась дискуссия со слушателями.